Наш адрес
231800, Беларусь,
Гродненская обл,  г. Слоним,
ул. 1-ой Семилетки 16-а
тел:8 (01562) 3-15-03, 
тел:8 (01562) 3-23-59, 
корпус по ул. Победы,14

Электронный адрес
e-mail: sad15s@mail.ru

Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня727
mod_vvisit_counterВчера1125
mod_vvisit_counterЗа эту неделю3911
mod_vvisit_counterЗа неделю8208
mod_vvisit_counterЗа этот месяц26443
mod_vvisit_counterЗа месяц38979
mod_vvisit_counterВсе дни638550

Ваш IP: 54.234.227.202
 , 
Кто на сайте
Сейчас 77 гостей онлайн
Главная Методический кабинет Эврика в дошкольном возрасте

Эврика в дошкольном возрасте

Познавательный интерес дошкольника

Старший дошкольник — это маленький фантазёр, неутомимый исследователь, философ, постоянно познающий непознанное, ведомый неиссякаемым стремлением созерцать и преобразовывать мир и самого себя. Практическое познание тайн бытия в этом возрасте существенно и позволяет маленькому человеку перейти с помощью практических действий к осознанию связей между познавательными объектами, между действием и полученным результатом, научиться включать самостоятельно открытые способы и неожиданные комбинации и получать новые конструктивные решения. Мы, взрослые, окружающие наших «фантазёров», должны поддерживать процессы построения гипотез и поиска их доказательства, стимулировать интересы наших детей.Данные методические рекомендации помогут разобраться в вопросах развития познавательных интересов дошкольника и организовать в «домашней лаборатории» экспериментирование, близкое природе ребёнка, позволяющее ответить не только на многочисленные «почему», но и создавать маленькие чудеса.

 Интерес «как вечный дви­гатель» ведёт человека к бес­конечным целям познания, которое по Аристотелю начи­нается с удивления. Но что же может удивлять дошкольника? Это может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения по­знавательных интересов.Ребёнка старшего дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризуют желание задавать вопросы и способность находить ответы на них. Такой дошкольник склонен к экспериментированию к активной поисковой деятельности. Он может длительно сосредоточиваться на интересующей его проблеме - изу­чать жизнь муравейника; экспериментировать - какие предметы плавают, а какие тонут; придумывать новые кон­струкции. При усвоении новых знаний он задаёт взросло­му много вопросов, пытается самостоятельно найти связь с личным опытом, высказывает оригинальные догадки предположения, иными словами, проявляет творческое отношение к объекту и процессу познания. Таким образом, показателем интереса ребёнка служат его вопросы и суждения, благодаря которым малыш по­стигает мир вокруг себя.

Причины возникновения детских вопросов
Период вопросов у дошкольника служит выражени­ем изменении во взаимоотношениях между мышлением и речью, между его практической и
интеллектуальной деятельностью. В процессе совместной деятельности со взрослым у ребенка появляется ряд задач, которые он пытается решить как самостоятельно, так и с помощью старших. Речь активно включается в процесс решения этих задач, предваряя действие. Старший дошкольник подходит к
решению проблемы уже во внутреннем плане, выдвигая готовое совместное решение без обращения к практическим действиям. На этой основе возникают
детские вопросы.В дошкольном возрасте значительно расширяются границы познания. Ребёнок все чаще встречается с новыми неопознанными, непонятными
для него объектами окружающего мира.
Можно назвать следующие причины возникновения  вопросов у детей: 
 Во-первых, дошкольник  пытается найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение.
 Во-вторых, вопросы появляются, когда возникает противоречие между прошлым опытом ребёнка и тем, что видит  и узнаёт.
 В-третьих, дошкольник ставит вопросы и тогда, когда хочет убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез).
Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познавать то, что им ещё не известно и не совсем понятно. Вопросы носят познавательных характер и свидетельствуют о развитии любознательности, стремлении познать окружающий мир. Типы вопросов дошкольников
Можно выделить несколько характерных типов детских вопросов. Уже у малышей трёх лет появляются много­численные вопросы первого типа-устанавливающие направленные на выделение и идентификацию объекта («Кто это?», «Что это?»). К четырём-пяти годам появля­ются вопросы второго типа -определительные, связан­ные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Девочки любят играть с куклами?» «А сосулька сладкая?»). Наряду с этими вопросами возни­кают вопросы третьего типа - причинные, относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин закономерностей, сущности явлений («Почему корова ест зеленую траву, а молоко у неё белое?», «Зачем делают прививки?»).К концу дошкольного возраста всё чаще появляется четвертый тип вопросов - вопросы-гипотезы, выражаю­щие предположения, собственные теории по поводу
по­знаваемых явлений, объектов окружающей действитель­ности («Курица клюёт кота, потому что он хотел съесть цыплят.''»). Таким образом,
преобладающий тип вопросов дошкольников свидетельствует о степени осознанности ими возникшей задачи, об их «интеллектуальных интересах».

Роль взрослого в возникновении детских вопросов
Одним из главных условий развития способности задавать вопросы является позиция взрослого. Он учит ребёнка видеть и формулировать проблему – ставить вопрос и отражать результаты познания. Отсюда значимым является отношение взрослого к спонтанным детским вопросам. Он должен предоставить ребёнку возможность самостоятельного поиска ответов, что в дальнейшем на учит дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Заняв такую позицию, взрослый открывает путь к формированию самосто­ятельности и критичности детской мысли. В то же время он должен постоянно побуждать детей к «спрашиванию» Роль взрослого в этом процессе сводится к тому чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие интеллектуальную активность ребёнка и желание задавать вопросы.На все детские вопросы надо отвечать точно и доступ­но. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос за стремление к познанию. Но ещё лучше, если взрослый с пониманием относясь к незнанию ребёнка, будет побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах, энциклопедиях.Необходимо помнить также ещё об одном существен­ном моменте: важно научить дошкольника не только за­давать вопросы, но и научиться самим формулировать вопросы так, чтобы они провоцировали его к ответу и мыслительной деятельности.Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, если можно это сделать. Задавать вопросы — это полезно: «Ты больше будешь знать, когда найдёшь ответы». Следу­ет поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты за­дал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». И хвалить малыша не только за хорошие отве­ты, но и за хорошие вопросы: «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным — научись задавать вопросы».Взрослый не должен смеяться над ребёнком, задавшим слабый вопрос. Нужно помнить, что он имеет право на ошибку. Поэтому лучше учить детей задавать уточняющие вопросы, которые помогут им разобраться в возникшей проблеме.
Ответы детей на вопросы
Можно выделить несколько причин того, почему до­школьники не отвечают на вопросы или отвечают плохо:
   Не знают ответа и боятся это показать.
   Знают, но боятся ошибиться; не знают, с чего на­чать ответ; долго думают, а взрослый этого не хочет ни понимать, ни принимать.
   Ребёнку совершенно не интересен вопрос.
Основной подход в обучении дошкольников умению отвечать на вопросы заключается в создании дружелюб­ной, раскованной обстановки, которая даёт ребёнку абсо­лютную уверенность, что над ним не будут смеяться.

Игры и уражнения, стимулирующие познавательный интерес

Взрослый может организовать с ребёнком или группой детей ряд игр, способствующих активизации познаватель­ного интереса дошкольников. В данном
случае задача взрослого - вызвать интерес к играм, создать у детей со­стояние увлечённости, интеллектуального напряжения.
* Игра - путешествие - «Поиск клада»
Цель: развивать детское творчество, фантазию; учить детей ориентироваться на местности.
Материал: коробка, бутылка, консервная банка, обрыв­ки бумаги, листья, трава, краски.
Ход игры
Игра начинается с подготовки «клада». Для этого необ­ходимо взять несколько самых обычных предметов — ко­робку, бутылку или банку. Затем они
оклеиваются листья­ми, травой или бумагой. Предметы, оклеенные бумагой, можно покрасить в зелёный, коричневый или другие цве­та, которые позволят их «замаскировать».
«Клад» прячет­ся на знакомой лужайке.
 Взрослый заранее готовит специальное письмо, на ко­тором указывается, где спрятан клад. Для этого он обмаки­вает кисточку в молоке и пишет послание на
белой бумаге. Такое письмо взрослый читает ребёнку после того, как по­держит его над паром или прогладит утюгом. После про­чтения письма ребёнок вместе
со взрослым ищут клад.
* Игра-упражнение «Чувствуем ногами»
Цель: способствовать дифференциации усвоенных и формированию новых сенсорных эталонов.
Материал: бумага, поролон, камешки, деревянные па­лочки, ткани, зёрна, солома, веточки, металлические пла­стины.
Ход игры
Взрослый выкладывает по линии круга дорожку из раз­личных материалов. Под тихую музыку ребёнок снимает обувь и медленно идёт по линии дорожки.
Затем взрослый меняет материал местами, предлагает закрыть глаза и, держа за руку, проводит его по линии круга. Ребёнок от­гадывает, на какой материал
он ступает.
* Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
Цель: упражнять детей в отгадывании загадок, умении объяснить свою отгадку.
Материал: предметы или их изображения, которые являются отгадками на загадки, конверты с загадками, волчок со стрелкой.
Ход игры
Играют несколько детей. На протяжении всей игры они по очереди становятся знатоками. Группа знатоков состоит из детей и взрослых. На столе лежат
конверты с загадками, дети крутят волчок со стрелкой. Ведущим (взрослым) берётся тот конверт с загадкой, на который указала стрелка волчка. Загадка зачитывается, детям даётся на обсуждение 3—4 минуты. После того как они отгадают загадку и пояснят свой ответ, вносится пред­мет или изображение
предмета, который является пра­вильным ответом. Выигрывает та команда, которая даст больше правильных ответов и сумеет их объяснить.
Для игры предлагаются загадки:
1.  Что совсем дырявое, а держит воду? (Губка.)
2.  Что сушит, когда мокнет? (Полотенце.)
3.  Руки и ноги есть, а головы нет. (Кресло.)
4.  Какой колокольчик не звонит? (Цветок колоколь­чика.)
5.  Чем больше вы от меня берёте, тем больше я станов­люсь. (Яма, дыра.)
6.  Что можно услышать, но никогда не увидеть? (Песня, эхо.)
7. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)
8.   Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
9.   Без ног, без рук, а ходят. (Часы.)
10.    Около носа вьётся, а в руки не даётся. (Дым.)
* Упражнение «Мастерская по ремонту»
Взрослый ставит ребёнка в ситуацию, когда необ­ходимо исправить неполадки в предметах. Возможны варианты заданий для мальчика и девочки с учётом
ин­тересов и специфики деятельности. Так, мальчик мо­жет ремонтировать машинку, вертолёт, робота и т.д.; девочка — детскую кухонную мебель, кроватку,
детский кассовый аппарат и т.д.
 * «Волшебное зеркало»
Ребёнок выбирает для данного задания хорошо зна­комый предмет или растение, животное для «програм­мирования»: что было? Что будет? Как будут
выглядеть предмет, растение, животное через некоторое время?

 «ДОМАШНЯЯ ЛАБОРАТОРИЯ» 

Наибольшие возможности при ответах на все детские «почему» таит в себе детское опытничество и экспери­ментирование, решение проблемных ситуаций,
модели­рование. Такого рода деятельность позволит старшему дошкольнику сделать свои «открытия», побыть в роли «исследователя». А для этого дома
можно организовать «домашнюю лабораторию», где в совместной деятельности будут осуществляться «маленькие открытия».
Обеспечение безопасности ребёнкаЗадача взрослых состоит в том, чтобы учить детей ра­зумному исследовательскому поведению и предвидению возможных опасностей.

 

  

 
Выбор языка сайта
Голосования
Из каких источников вы получаете информацию о происходящем в учреждении дошкольного образования: