Наш адрес
231800, Беларусь,
Гродненская обл,  г. Слоним,
ул. 1-ой Семилетки 16-а
тел:8 (01562) 3-15-03, 
тел:8 (01562) 3-23-59, 
корпус по ул. Победы,14

Электронный адрес
e-mail: sad15s@mail.ru

Счетчик посещений
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня134
mod_vvisit_counterВчера1064
mod_vvisit_counterЗа эту неделю134
mod_vvisit_counterЗа неделю9082
mod_vvisit_counterЗа этот месяц30784
mod_vvisit_counterЗа месяц34269
mod_vvisit_counterВсе дни562955

Ваш IP: 54.82.99.169
 , 
Кто на сайте
Сейчас 129 гостей онлайн
Главная Методические материалы Глазодвигательные упражнения

Сиротюк А.Л.

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 

Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего — учебной. И.М. Сеченов обратил внимание на то, что формирование высших психических процессов базируется на материальной основе — элементарном зрительно-моторном акте. Следовательно, для полноценного психического развития детей требуется пространственно-поисковая активность органов зрения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения, правильного считывания информации с листа, развития пространственного мышления.К сожалению, современная образовательная система предполагает обучение детей в форме лекций при почти неподвижных мышцах глаз, а также в форме сканирования текста с печатного листа на двухмерной плоскости (книга, таблица, тетрадь, компьютер и т.д.).

Упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т.п.) входили еще в древние гимнастические системы. Несомненно, они полезны, т.к. тренируют мышцы, управляющие движениями глаз; активизируют кровообращение; снимают умственное утомление; способствуют развитию зрительного восприятия; улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости; совершенствуют координацию в горизонтальной плоскости; повышают устойчивость вестибулярных реакций; способствуют улучшению координации движений глаз и головы; улучшают упругость век; стимулируют централизованное, дистанционное и периферийное зрение, предупреждают косоглазие; тренируют способность глаза фокусировать; усиливают координацию глаз; стимулируют сокращение и расслабление зрачков.

 В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.

1.  Голова зафиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным (вверх, вниз, вправо, влево) и 4 вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

Каждое из движений делается сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд), с фиксацией в крайних положениях (причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению).

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, потом — в левой руке; далее — обеими руками.

Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.

2. Голова зафиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмерки: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

Упражнение выполняется с подключением дыхания, однонаправленных и разнонаправленных движений языка:

—  глаза и язык вправо, по траектории лежащей восьмерки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;

—  глаза и язык влево, по траектории лежащей восьмерки: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;

—  глаза вправо, по траектории лежащей восьмерки, язык влево: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза;

—  глаза влево, по траектории лежащей восьмерки, язык вправо: вдох — пауза — в исходное положение — выдох — пауза.

3. Движения глазами можно выполнять по траектории горизонтальной восьмерки. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз. Большим пальцем нарисовать в воздухе знак бесконечности (горизонтальную восьмерку) как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать слежение немигающими глазами, устремленными на большой палец, не поворачивая головы.

Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение/ частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», на котором это случается, и несколько раз провести рукой «туда-обратно», как бы «заглаживая» этот участок.

Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций.

Усложнение: глазами «нарисовать» 6 горизонтальных и 6 вертикальных восьмерок.

4. «Краски-глазки». Педагогом предварительно готовится плакат-схема зрительно-двигательных траекторий максимально возможной величины (на листе ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок должны быть указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд ребенка в процессе выполнения упражнения: вверх — вниз; влево — вправо; по часовой стрелке и против нее; по траектории восьмерки.5. «Фигуры»: следить глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат); глазами «нарисовать» 6 кругов (треугольников, квадратов) по часовой стрелке и 6 — против часовой стрелки.

6. «Стрельба глазами»: вправо — влево; вверх — вниз (по 6 раз).

7. «Цифры»: глазами «написать» цифры от 0 до 9.

8. «Имя»: глазами «написать» свои имя и фамилию.

9.  «Пружинки»: глазами «нарисовать» пружинки (вверх — вниз).

10. «Глазки отдыхают»

Вариант 1. Детям предлагают закрыть глаза; межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным углам глаз; повторить те же движения под глазами. Помассировать брови от переносицы к вискам.

Вариант 2. Детям предлагают широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 с {5-6 раз). Затем быстро моргать в течение 1-2 мин.

Вариант 3. Детям предлагают смотреть вдаль 30-40 с; перевести взгляд на палец на расстоянии 25-30 см и смотреть 3-5 с. Повторить 3-5 раз.

11. «Индеец Зоркий Глаз». Детям предлагают:

—  посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы; вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. Упражнение рекомендуется выполнять не только с открытыми глазами, но и с закрытыми;

—  3 пальцами каждой руки легко нажимать на верхнее веко соответствующего глаза, удерживая пальцы в течение 1-2 с. Повторить 3-5 раз;

—  вытянуть руки вперед, смотреть на конец пальцев вытянутой руки, расположенной по средней линии лица; медленно приближать палец, не сводя с него взгляда. Повторить 3-4 раза;

—  отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево и следить за ней глазами; вернуть игрушку в исходное положение. Повторить 4-5 раз. То же — для левой руки;

—  повернуть голову назад, стараясь увидеть предметы, находящиеся сзади. Выполнить упражнение 2-3 раза в правую и левую сторону;

—  взять в руки мяч; поднять мяч перед глазами; широко открыть глаза, посмотреть на мяч; опустить мяч; поднести мяч к носу; отвести его в исходное положение. Следить глазами за мячом. Повторить 4-5 раз;

—  вытянуть руки с мячом вперед; раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5-8 раз;

—  похлопать веками, представив, что это крылья бабочки; продолжать хлопать, начиная «рисовать руками» зеркально-симметричные узоры. Смотреть на руки, потом — сквозь них;

—  закрыть глаза и вообразить, что на них светит солнце; поморгать глазами так, как будто ловите солнечный свет; «взять» солнечный луч и посмотреть на него с закрытыми глазами, наслаждаясь переливанием цветов; представить темноту и расслабиться;

—  сложить руки вместе перед лицом; моргнуть и посмотреть на ладони (пусть глаза несколько раз «обойдут» руки); повторить в другую сторону; отдохнуть. Далее — моргать и смотреть на одну ладонь, затем — на другую; глазами «копать» пространство: слева — справа — снизу.

 

 

 
Выбор языка сайта
Голосования
Из каких источников вы получаете информацию о происходящем в учреждении дошкольного образования: